Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта постановления администрации МО «Тереньгульский район» «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпри

Наш сайт "переехал" на новый адрес!

Уважаемые посетители!

Сообщаем Вам, что начал работу новый официальный сайт администрации муниципального образования "Тереньгульский район". Всю актуальную информацию вы найдете по ссылке: https://terenga.gosuslugi.ru/ . Приносим свои извинения за возможные неудобства.

Управление экономического развития администрации муниципального образования «Тереньгульский район» рассмотрело проект Постановления администрации МО «Тереньгульский район» «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» и сообщает следующее:

1.   Проблема, на решение которой направлено регулирование.

Цель разработки проекта акта.

1.1. Согласно пояснительной записке к проекту нормативного акта, представленной разработчиком, принятие данного нормативного правового акта даст положительные результаты не только в деятельности самих предпринимателей, но и даст социально-экономический эффект - позволит сохранить и увеличить количество рабочих мест, увеличить налоговые отчисления в консолидированный бюджет Ульяновской области и Тереньгульского района, развивать социально значимые сферы деятельности.

1.2. Сектор малого бизнеса приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение и является важным инструментом для первоначальной отработки новых технологических и экономических проектов, преодоления бедности населения, создания цивилизованной конкурентной среды, формирования среднего класса собственников, способствующего социальной стабильности в обществе, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечения занятости населения. Субъекты малого предпринимательства испытывают дополнительные трудности по сравнению с крупным бизнесом. Причиной является провал рынка - несовершенство конкуренции в форме высоких барьеров входа на рынок. В частности, малый бизнес по сравнению с крупными предприятиями испытывает затруднения в доступе к источникам финансирования предпринимательской деятельности. Таким образом, проблемная ситуация в широком смысле заключается в низком уровне развития малого предпринимательства, а в узком смысле – в затрудненном доступе к источникам финансирования для предприятий малого бизнеса, осуществляющих вход в отрасль (начинающих субъектов малого предпринимательства).

1.3. Предоставление субсидий (грантов) будет способствовать дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства на территории Тереньгульского района.

2. Содержание и область правового регулирования.

Основные группы участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты.

2.1. Нормативный регламент содержит положения, регулирующие общественные отношения, в части установления правил и порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

2.2. Правовое регулирование, предусмотренное регламентом, распространяется на предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Тереньгульского района, претендующих на заключение Соглашений о предоставлении субсидии.

 2.3. В соответствии с пунктом 1.2. регламента приоритетной целевой группой учредителей малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) - получателей субсидий (грантов) являются граждане, зарегистрированные в качестве безработных, работники предприятий, находящиеся под угрозой массового увольнения (на предприятии установлено неполное рабочее время, проводится временная приостановка работ, работникам предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, проводятся мероприятия по высвобождению работников), выпускники учреждений среднего и высшего профессионального образования. Так же устанавливается ряд дополнительных требований к заявителям, обращающимся за субсидией (грантом):

- заявитель должен быть начинающим субъектом малого предпринимательства, т.е. с даты государственной регистрации данных субъектов на момент обращения за поддержкой прошло менее одного календарного года;

- заявитель прошел обучение предпринимательской деятельности по программе краткосрочного обучения;

- заявитель не имеет просроченной задолженности перед налоговыми органами по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;

- в отношении заявителя не должны проводиться процедуры ликвидации юридического лица, процедуры банкротства;

- на день подачи заявки на участие в конкурсе деятельность заявителя не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, п. 2.10. регламента предусматривает ряд случаев, когда субъект (даже при соответствии всем перечисленным выше требованиям) не может претендовать на субсидию (грант). Так, субсидией не могут воспользоваться:

 - не подлежат рассмотрению заявления, не содержащие фамилии, почтового адреса заявителя. Также не принимаются к рассмотрению заявления, содержащие не нормативную лексику и оскорбительные высказывания.

- заявителю ранее был дан ответ по существу поставленных в заявлении вопросов.

- поступление с заявлением неполного пакета документов, подтверждающих необходимость получения муниципальной услуги, указанных в п. 2.5.1. настоящего регламента (за исключением документа о прохождении субъектом малого и среднего предпринимательства краткосрочного обучения предпринимательской деятельности, который должен быть представлен не позднее дня, предшествующего дню очередного конкурсного отбора). Представляемый комплект документов должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью заявителя, в случае отсутствия печати – подписью заявителя;

- получение заявителем государственной поддержки в рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области»;

- превышение на момент обращения годичного срока со дня государственной регистрации юридического или физического лица.

2.4. Ответственными органами в рамках данного проекта  являются Управление экономического развития администрации муниципального образования «Тереньгульский район» и отраслевые исполнительные органы муниципальной власти Тереньгульского района (в части проведения экспертизы бизнес-планов и участия в конкурсной комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Ульяновской области).

 2.5. Анализируемый проект затрагивает широкий круг отраслей. Вместе с тем, ряд отраслей можно условно отнести к приоритетным с точки зрения поддержки, среди них: - промышленное производство; - научно-техническая деятельность; - сельское хозяйство; - строительство; - ремесленничество; - развитие инфраструктуры туризма, деятельности гостиниц и ресторанов на территории Ульяновской области; - жилищно-коммунальное хозяйство (за исключением деятельности по управлению многоквартирным домом); - спорт;- предоставление бытовых услуг населению; - предоставление социальных услуг населению без обеспечения проживания.

3. Оценка целесообразности государственного вмешательства

 3.1. Мировой опыт показывает, что регулирование в форме субсидий и налоговых льгот является общераспространенным и неотъемлемым инструментом поддержки малого бизнеса. Вместе с тем, субсидии и налоговые льготы предполагают наложение бремени на бюджет.

 3.2. Управлением экономического развития администрации МО «Тереньгульский район» просмотрена и проанализирована экспертиза Постановления Правительства Ульяновской области от 27 марта 2009 г. № 120- П «Об утверждении порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела», проведённая отделом проведения оценки регулирующего воздействия Министерства экономики и планирования Ульяновской области. Согласно заключения Министерства выплата прямых субсидий субъектам малого предпринимательства, а также субсидирование процентных ставок, связаны с увеличением расходной части бюджета, а освобождение от налогов — с уменьшением бюджетных доходов. Но даже если потери для государства за счет роста издержек в первых двух вариантах окажутся равными потерям за счет снижения доходов, реализация первых двух вариантов (прямые субсидии и субсидирование процентных ставок) будут связаны для государства с дополнительными издержками: возникает необходимость осуществления мониторинга и контроля за целевым использованием субсидий из-за искажения стимулов для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, вариант регулирования, предполагающий установление налоговых льгот, оказывается наиболее предпочтительным и с точки зрения государства. Таким образом, обеспечение налоговых льгот представляется относительно более эффективным способом решения проблемы по сравнению с выдачей прямых субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства. Вместе с тем, существование механизма субсидирования начинающих представителей малого бизнеса все равно связано с чистыми выгодами для общества и может дополнять механизм предоставления налоговых льгот.

4. Оценка полноты норм, наличия избыточных издержек и рисков режима систематического нарушения норм, рисков дискриминационного режима применения

4.1. Оценка на предмет полноты и реализуемости норм

1) В рассматриваемом проекте регламента определены адресаты, алгоритм действий для адресатов и гаранта, механизм мониторинга за соблюдением адресатами целевого расходования полученных средств, а также механизм санкционирования за несоблюдение данных условий.

2) Признаков затрудненного или неравного доступа хозяйствующих субъектов к информации, касающейся нормы или механизма ее исполнения, не наблюдается.

Предусмотрено, что предприниматель должен предоставить документы, подтверждающие понесённые затраты, в соответствии с представленным бизнес-планом (чеки, квитанции, договоры и т. д.). Нет четкого толкования за какой период будут приниматься документы, подтверждающие понесенные затраты.

 4.2. Выявление положений, налагающих избыточные издержки в список документов, необходимых для предоставления вместе с заявкой на получение субсидии (гранта), входят: • копии учредительных документов (если имеются); • копии выписок из Единого государственного реестра юридических лиц либо Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; • копии свидетельства о регистрации в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя; • справка налогового органа на последнюю отчетную дату об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций. Вместе с тем, указанные документы могут быть получены самостоятельно путем обращения в другие органы власти. Представляется, что данные документы можно исключить из списка обязательных при подаче заявки, что позволит снизить бремя административных издержек для субъектов малого предпринимательства. Однако в таком случае необходимо указать в проекте регламента срок между поступлением заявки и ее передачей на рассмотрение в комиссию, который бы учитывал время, необходимое Управлению экономического развития администрации Тереньгульского района для получения указанных документов от других органов.

4.3. Во избежание дискриминации одних хозяйствующих субъектов по отношению к другим и в целях предотвращения злоупотреблений, предлагается:

 А) определить, что для участия в конкурсе достаточно факта прохождения обучения предпринимательской деятельности по программе краткосрочного обучения руководителем субъекта малого предпринимательства;

Б) определить правило голосования для конкурсной комиссии;

В) прописать в рамках НПА четкие сроки, в пределах которых администрация муниципального образования обязана заключить договор с победителями конкурса, а также четкие сроки выплаты субсидий;

 Г) определить за какой период будут приниматься документы, подтверждающие фактически понесенные затраты.

5. Выводы о возможных последствиях принятия проекта акта

    По итогам оценки регулирующего воздействия НПА считаем, что наличие проблемы и целесообразность еѐ решения с помощью данного способа регулирования вполне обоснованы. Оптимальным способом достижения цели регулирования все же является предоставление субъектам малого предпринимательства налоговых льгот, однако представляется целесообразным сохранение и такого механизма поддержки, как субсидии (гранты) начинающим представителям малого бизнеса.

6. Сведения о публичных консультациях по проекту акта

В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия были проведены публичные консультации проекта НПА. Информация была размещена на официальном сайте муниципального образования «Тереньгульский район» www.terenga.ru

Начальник управления экономического развития администрации муниципального образования «Тереньгульский район»            И.В. Абрамова